На ваш адрес электронной почты мы выслали код подтверждения, введите этот код в поле ниже, введите новый пароль, его подтверждение и нажмите кнопку «Установить пароль». Код подтверждения действителен в течение 10 мин.
На ваш номер телефона мы отправили SMS с кодом подтверждения, введите этот код в поле ниже, введите новый пароль, его подтверждение и нажмите кнопку «Установить пароль». Код подтверждения действителен в течение 10 мин.
17 ноября 2020 | 839
Команда ямальских финансистов во главе с заместителем губернатора, директором профильного департамента Альбиной Свинцовой борется с очередным бюджетным кризисом. Успехов на этом фронте у них, правда, немного, ведь нынешняя ситуация, пожалуй, самая катастрофическая за всё время руководства госпожи Свинцовой ямальскими финансами.
Перед кризисом 2020 года меркнут все предыдущие, а с начала нового тысячелетия их было как минимум два – в 2008 и 2015 году. Однако, предыдущие можно назвать скоротечными, после которых доходная часть бюджета сравнительно быстро восстанавливалась и демонстрировала устойчивый рост. Теперь же, не только ведущие российские экономисты, но и ямальские финансисты, готовятся к долгому и затяжному бюджетному кризису. В ноябре департамент финансов представил в региональный парламент проект закона «Об окружном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». В пояснительной записке к документу говорится, что в ближайшую трёхлетку консолидированный бюджет будет формироваться с дефицитом — в 2021 году общий объем доходов запланирован в размере 191,5 миллиардов рублей, а расходов – 246,2 миллиарда рублей. Таким образом, дефицит составит 54,7 миллиарда рублей. Предусматривается, что этот показатель сократится в 2022 году и составит 29,2 миллиарда рублей, а в 2023 году – 30,7 миллиарда.
Для сравнения: в 2019 году доходы окружного бюджета росли как на дрожжах: в начале — 175 миллиардов рублей, затем – 195 миллиардов рублей, к концу года – уже 215 миллиардов рублей. Но и эта цифра в итоге оказалась перевыполненной. Причины столь урожайного финансового результата в росте прибыли нефтегазодобывающих компаний в связи с многократным увеличением добычи и продажей углеводородных ресурсов на внешних рынках. Ведь как раз налог на прибыль и является главной доходной статьёй ямальского бюджета.
В этом году из-за пандемии коронавируса и обрушении цен на энергоносители, ситуация кардинально изменилась: спрос на углеводороды снизился, а прибыль организаций резко упала. Согласно отчёту департамента финансов ЯНАО, недобор по налогу на прибыль организаций по итогам 9 месяцев составляет порядка 60% — из запланированных на год 108 миллиардов рублей, на 1 октября собрано чуть более 44 миллиардов.
Вот как в одном из своих выступлений оценила состояние ямальского бюджета экономист Наталья Зубаревич:
«На Ямале налог на прибыль посыпался в 2 раза. Потому что и у Газпрома большие проблемы, и у Новатэка. Цены на газ упали именно в этом году в три с лишним раза. В настоящее время краткосрочные контракты чуть выше шестьдесят долларов за тысячу кубов, а в начале года было около двухсот.
Ямальский бюджет уже потерял 42 миллиарда рублей, федералы добавили только 5 миллиардов. То есть округ сам будет выползать из этого бюджетного кризиса. Им говорят: ребята, вы богатые – выкручивайтесь сами. Но в принципе, Ямалу не привыкать брать кредиты».
По предварительным оценкам, в этом году дефицит ямальского бюджета составит порядка 55 миллиардов рублей. Ликвидировать такой разрыв между доходами и расходами можно только за счёт сокращения «хотелок» и привлечения коммерческих кредитов. Напомним: доходы бюджета на 2020 год были запланированы в беспрецедентном размере — 244 миллиарда рублей. По факту, на 1 октября текущего года в бюджет поступило менее 149 миллиардов рублей – порядка 60% от годового плана!
Одного взгляда на график достаточно, чтобы понять всю глубину текущего финансового кризиса. Впрочем, про себя любимых чиновники не забывают – из года в год их материальное благополучие только растёт. Кстати, расходы на содержание губернатора Дмитрия Артюхова, несмотря ни на какие кризисы и пандемии, по сравнению с прошлым годом выросли на 24%. В целом, расходы по статье общегосударственные вопросы – на чиновников — увеличились на 11%, а на проведение выборов и референдумов – на 300%!
Значительно приросли статьи расходов, связанных с защитой населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — более чем на 60%, а также на здравоохранение – более 77%, что естественно связано с затратами на борьбу с коронавирусом.
На чём же экономят Артюхов и Свинцова? Тенденция уже прослеживается. В первую очередь «под нож» идёт бюджет развития. Сокращаются и текущие расходы: жилищное хозяйство профинансировано всего на 32%, дополнительное образование детей – на 29%, массовый спорт – на 18%. Чтобы финансовая «дыра» в бюджете не оказалась слишком большой, недофинансируются важные государственные программы. Вот лишь несколько примеров по итогам 9 месяцев 2020 года:
Государственная программа ЯНАО «Охрана окружающей среды на 2014-2024 годы» — 42%;
Государственная программа ЯНАО «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2024 годы» — 41%;
Государственная программа ЯНАО «Развитие транспортной инфраструктуры на 2014-2024 годы» — 39%;
Государственная программа ЯНАО «Развитие лесного хозяйства на 2014-2024 годы» – 52%;
Государственная программа ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы» — 30%.
Государственная программа ЯНАО «Развитие образования на 2014-2024 годы» — 59%.
Пожалуй, впервые за короткий период своего губернаторства Артюхов столкнулся с серьёзным финансовым вызовом. Ресурсов на выполнение данных населению обещаний в текущем и последующие годы явно не хватит. За оставшееся до конца года время никаких перспектив увеличения доходной части бюджета нет, напротив — доходы будут только снижаться, а расходы напротив – расти. Ведь в эти дни, как правило, оплачивается множество контрактов, заключённых в течение года.
Несмотря на многолетние и бесплодные рассуждения чиновников о диверсификации окружного бюджета, он по-прежнему жёстко зависит от мировой конъюнктуры на нефти и газ. Ямальские чиновники способны лишь распределять и проедать казённые деньги.
Источник : http://www.yamalpro.ru/
Считаешь эту страницу интересной? Поделись со всеми